Липучки Фрикционные шины – что это?
Перед наступлением зимы многие водители сталкиваются с вопросом выбора подходящей зимней резины. Если некоторые предпочитают шипованные шины, то другие отдают предпочтение липучкам. Давайте более подробно рассмотрим последний вариант.
Липучка - что это?
Фрикционная шина, или как её называют в повседневной жизни "липучка", представляет собой зимнюю шину, которая внешне и по своим характеристикам напоминает шипованную резину. Главное отличие заключается в полном отсутствии металлических шипов для предотвращения скольжения, а также в более выраженной ламелизации блоков протектора. В отличие от шипованной резины, где сцепление формируется за счет трения резиновой поверхности и шипов, фрикционная шина полагается исключительно на силу трения.
Принцип работы фрикционной шины
Фрикционная шина использует принцип ламелирования, который включает в себя нанесение насечек на поверхность резины. Эти ламели, особенно их кромки, обеспечивают сцепление с асфальтовым покрытием дороги. Большое количество прорезей на резине гарантирует достаточное сцепление для поддержания курсовой устойчивости автомобиля. Комбинация большого числа ламелей, мягкого компаунда и глубокого протектора предоставляет резине следующие характеристики:
· Устойчивое, большое пятно контакта: Обеспечивает максимальную поверхность контакта с дорогой.
· Возможность плотного сцепления: Позволяет шине надежно удерживаться на дороге.
· Способность отводить воду: Глубокий протектор и прорези способствуют эффективному отводу воды из зоны контакта с дорогой, что помогает предотвратить аквапланирование.
Некоторые производители добавляют в состав зимних шин мелкие твердые частицы, выполняющие роль шипов, что дополнительно улучшает фрикционные свойства и обеспечивает более надежное сцепление в зимних условиях.
Плюсы «Липучки»
· Возможность использования в летний период. В отличие от шипованных шин, фрикционные шины не запрещены в летний период, что может быть важным преимуществом в техническом плане. Однако стоит учесть, что в условиях высоких температур мягкая резина с липучками может подвергаться плавлению, что может снизить управляемость и повредить шины.
· Снижение уровня шума. Отсутствие характерного гудения или скрежета шипов по асфальту способствует сохранению нервов водителя и пассажиров. В отличие от металлических шипов, липучки не вылетают и не повреждают дорожное покрытие.
· Уменьшенная вибрация руля. Фрикционная резина не только обеспечивает комфорт в салоне за счет отсутствия звукового дискомфорта, но и уменьшает вибрации, передаваемые на руль.
· Сниженный расход топлива. По сравнению с шипами, липучки уменьшают потребление топлива, так как не создают дополнительного трения.
· Устойчивость на мокром асфальте. Ламели фрикционной резины эффективно отводят воду, обеспечивая стабильное управление на мокрой дороге под дождем или снегом.
· Спокойный въезд в страны Европейского союза. Липучки не подпадают под запрет на использование, который существует для шипованных шин в некоторых странах Европы, что делает их более удобными для перемещения между странами.
· Способность сохранять заявленные характеристики в межсезонье при перепадах температуры. Это делает ее привлекательным вариантом для использования круглый год.
Минусы фрикционной резины
Разумеется, не обошлось и без минусов:
· На покрытии с ледяной коркой сложный рисунок ламелей может иметь обратный эффект: при резких маневрах автомобиль может потерять устойчивость, так как насечки, несмотря на раскрытие, могут двигаться в разные стороны по жесткому льду.
· Свежий и укатанный снег представляют собой сложное испытание для фрикционных шин. Без дополнительных элементов, таких как шипы, колесам может просто нечего зацепиться за мягкий слой снега на дороге.
· При резком старте возможно пробуксовывание, и это происходит по той же причине — отсутствия достаточного зацепа с поверхностью.
Европейские фрикционные шины
Существует два основных типа зимних шин: европейский и скандинавский. Европейский вариант разрабатывается с учетом климатических условий центральной Европы, где в зимние месяцы преобладают температуры около 0-7 градусов и частые дожди, переходящие в мокрый снег. Такие условия, сопровождаемые плохой видимостью, слякотью и лужами, представляют трудности для вождения, поэтому инженеры уделяют особое внимание водоотводу из пятна контакта.
Европейские шины обычно нешипованные с симметричным рисунком протектора, включающим много диагональных прямых водоотводов, направленных прорезей и канавок, следящих за инерционным движением воды. Профиль протектора "европеек" характеризуется плавными изгибами в плечевой зоне и крупными грунтозацепами по бокам для стабилизации и маневрирования.
Такие шины успешно предотвращают аквапланирование, обеспечивают улучшенную управляемость на высоких скоростях и имеют специальный состав резиновой смеси, обеспечивающий хорошее сцепление с асфальтом и эластичность при низких температурах. Они подходят для передвижения по автострадам и обладают выдающимися характеристиками по экстренному торможению.
Однако на льду эти шины могут оказаться опасными, поскольку у них небольшое количество ламелей, что снижает сцепление с гладкой поверхностью. Поэтому водителям рекомендуется использовать цепи противоскольжения при движении по дорогам альпийских горных курортов во время снегопадов.
Скандинавские фрикционные шины
Для стран с суровыми зимними условиями спроектированы скандинавские фрикционные шины. В отличие от шипованных, нешипованные фрикционные шины лучше подходят для использования в городах, где дороги регулярно чистятся до асфальта.
Скандинавские шины можно легко отличить по несимметричному рисунку протектора и большому количеству ламелей, представляющих собой зигзагообразные прорези, наподобие штрих-кода. Под давлением эти ламели распространяются в стороны, что увеличивает пятно контакта и придает шине характерную "прилипающую" к дороге способность.
Скандинавская резина отличается значительной мягкостью, так как предназначена для работы при низких температурах. В состав резины добавляют твердые углеродистые добавки, повышающие прочность и износостойкость материала, а также обеспечивающие хорошие сцепные характеристики. Эта мягкая резина эффективно обволакивает замерзший асфальт, повышая коэффициент сцепления. Примерный срок службы таких шин составляет в среднем 50 тысяч километров пробега.
Фрикционные шины успешно справляются с сухим снегом, но они наиболее эффективны в условиях экстремальных морозов, когда снежный налет на дороге становится твердым и шероховатым. В таких условиях вода полностью замерзает, что обеспечивает отличный контакт фрикционных шин с поверхностью. Однако на мокром или сухом льду эти шины могут скользить.
Заключение
В общем, фрикционные шины с обильным количеством ламелей являются отличным выбором для движения по асфальту, особенно в условиях крупных городов с развитой дорожной инфраструктурой. Этот тип шин справляется с различными поверхностями, обеспечивает высокую управляемость и обладает превосходной способностью приспосабливаться к переменам в зимних условиях.
Благодаря большому числу ламелей, они эффективно увеличивают пятно контакта с дорогой, что способствует улучшению сцепления и безопасности на мокром и заснеженном покрытии. Такие шины подходят для активного использования в городской среде, где необходимо обеспечивать надежное движение при разнообразных зимних условиях.